Рекомендации
по применению электронных систем контроля в соревнованиях спортивных голубей.
Электронные системы контроля в соревнованиях спортивных голубей появились на рынке аксессуаров и оборудования для спортивного голубеводства в конце 80-х годов прошлого века. Их появление было обусловлено необходимостью быстрой регистрации большого количества возвращающихся из соревнования голубей за короткий промежуток времени, регистрация голубей, при отсутствии (невмешательстве) голубевода. Технически это стало возможным с появлением так называемых «имобилайзерных» систем, которые получили распространение в охранных системах автомобилей, в кодированных замках, в системах допуска и контроля, и т.п. Особо широкой популярности данные системы получили в середине 90-х годов прошлого века. Из-за появления мощных персональных компьютеров, программного обеспечения к ним и сети «Интернет», что позволило кроме регистрации голубей осуществлять ещё и обработку данных, собранных за очень короткий промежуток времени из сотен и тысяч питомников независимо в какой точке земного шара они находятся. Тем более чем шире становилось их применение, тем дешевле и доступнее становились эти системы для среднего покупателя. Наиболее популярные в странах Европы являются системы «Брико», «Бензик», «Таурас» и др.
Голубевод-спортстмен, пожелавший установить данную систему в своём питомнике, прежде всего, задаёт вопрос: «Что это мне лично даст или какую выгоду я буду от этого иметь?» Для того чтобы ответить на данный вопрос максимально кратко и полно, необходимо отметить следующие моменты:
1. В европейских странах уровень спортивного голубеводства достиг такого уровня, когда соревнования голубей на короткие и средние дистанции в среднем длятся 10 – 15 минут, на старте, как правило, находится от 3000 до 7000 голубей (не говоря о международных соревнованиях, где может быть на старте до 60 000 голубей), каждый голубевод в среднем даёт на каждое соревнование от 50 до 100 голубей. За указанное время голубевод сможет зарегистрировать 10 – 15 штук возвращающихся голубей с помощью механических голубиных часов, из которых единицы смогут войти в число призовых.
2. Электронная система позволяет зарегистрировать до 60 штук голубей за минуту, при массовом прилёте, из которых уже несколько десятков могут войти в число призовых. Это говорит о том, что шансы выиграть соревнования у голубевода, имеющего электронную систему контроля, значительно выше, чем у голубевода с механическими часами. Но, опять же, это только гипотетически, на успех ещё влияет масса других факторов.
3. Применение электронных систем контроля целесообразно и эффективно, когда большая часть голубеводов в клубе оборудуют свои питомники данными системами (желательно одной марки, чтобы избежать проблем совместимости).
Это позволит централизованно быстро выполнять обработку данных и получать результаты соревнований.
4. К недостаткам электронных систем регистрации следует отнести следующее:
- влияние сильных электромагнитных полей (высоковольтные линии электропередач) и СВЧ-полей (мощные радиолокаторы и т.п.) на имобилайзер, который находится на ноге у голубя, что приводит к его размагничиванию и потере информации, из-за чего голубь выбывает из данного соревнования;
- возможность дублирования кода имобилайзера (один на ноге у голубя, другой у непорядочного голубевода), с помощью дубликата производится ложная регистрация;
- первоначальные конструкции летков- приёмников с установкой антенн вне приёмника, позволяли отдельным голубям, при интенсивном возврате, влетать в приёмник на спинах других голубей или над антенной, что приводило к потере регистрации, или сесть на антенну, а затем не зайти в питомник;
- если системы контроля связаны через персональный компьютер с сетью Интернет, возможно вмешательство «хакеров», что может привести к изменению или повреждению информации и к сбою в работе систем.
Учитывая вышеизложенное, судейская комиссия Федерации голубиного спорта Украины считает, что при применении электронных имобилайзерных систем для контроля возврата спортивных голубей голубеводы-спортсмены и клубы спортивного голубеводства должны руководствоваться принципом: «Голубь, возвратившийся из соревнований, в любую минуту должен иметь возможность быть представленным в судейскую комиссию любого уровня, при этом иметь подтверждение о выпуске на месте старта и регистрацию о возврате в питомник». Для выполнения данного принципа комиссия рекомендует следующее:
1. Приемные антенны электронных систем регистрации возврата голубей устанавливать внутри летков-приёмников, что должно обеспечить заход голубя в питомник.
2. Конструкция летка-приёмника и установка антенн-приёмников должны обеспечивать надёжное нахождение голубя с кольцом-имобилайзером на антенне-приёмнике в течение необходимого времени для регистрации.
3. Для ответственных соревнований на дальних дистанциях, в которых в основном участвуют старые голуби, рекомендуется конструкция летков-приёмников в виде коридора или тоннеля, для обеспечения прохода по одному голубю, с установкой внутри двух антенн-приёмников для дублирования регистрации.
4. Для соревнований на коротких дистанциях, в которых участвуют годовалые и молодые птицы, и в основном бывает массовый прилёт птиц, рекомендуется применять широкие антенны-приёмники установленные внутри летков-приёмников.
5. Не рекомендуется осуществлять старт голубей на соревновании в близи высоковольтных линий электропередач и источников мощного СВЧ, в целях снижения вероятности размагничивания имобилайзеров.
6. Применять электронные системы контроля возврата для официального учёта в случае, если хотя бы половина участников соревнований оборудовала свои питомники данными системами. При наличии данных систем в единичных экземплярах - использовать их для личного контроля.
7. На дистанциях 600 кМ и более применять контрольное кольцевание резиновыми контрольными кольцами с дублирующим номером (с сохранением «контрольной гребёнки» с номерами контрольного кольца). Регистрацию возврата осуществлять как с помощью электронной системы, дублирование осуществлять фиксацией резиновых контрольных колец в механических часах. Основное время возврата регистрируется по электронной системе, в случае отсутствия или дефекта имобилайзера - время, зарегистрированное в механических или механо-цифровых часах, принимается как основное.
8. Молодых голубей, которых в дальнейшем предусматривается кольцевать иммобилайзерными кольцами, не рекомендуется кольцевать имеенными или адресными кольцами (родовым кольцом обязательно), т.к. в дальейшем у голубя будут заняты обе ножки и иммобилайзерное кольцо будет одеть мало вероятно.
Главный судья ФГСУ Крицкий В.В.
Информация получена:
http://goluby-dnepr.ucoz.ua
"Вестник голубевода"