Голубиный спорт сегодня.
За рубежом уделяется огромное внимание голубеводству особенно спортивному. В Европе спортивными голубями занимаются давно и это настоящая индустрия: селекция, лаборатории, методики. О популярности спортивных голубей ярко свидетельствует статистика, к примеру, в Германии 79000 владельцев голубей которые содержат около 10 миллионов птиц. В России спортивные голуби не слишком популярны. Сложно понять, почему это происходит, но на протяжении более 35 лет наблюдал за развитием голубеводства и с печалью констатирую, что любителей этой прекрасной птицы не стало больше. Интерес к спортивным голубям возникает у многих любителей, однако, столкнувшись со всеми реалиями этого необычного спорта, он угасает или исчезает. Почему так происходит однозначно ответить трудно. Неоспоримо одно это увлечение требует очень к себе очень серьёзного отношения. Начинающий голубевод оказывается в плену у иллюзий, которые созданы окружающей зачастую ложной информацией о способностях спортивных или как их принято называть почтовых голубей. Чего только стоят рассказы о возвращении голубей домой. Множество никем не проверенных и неподтверждённых примеров: голубь вернулся из Вьетнама во Францию, из Южной Африки в Англию. О таких «подвигах» слышали и в нашей стране: голубь прилетел из Владивостока в Киев (может в багажном вагоне поезда или купе проводника?). Не хотелось разочаровывать читателей, но всё это не соответствует действительности.… Есть гораздо интереснее рекорды, заслуживающие внимания. Чего только стоит прилёт голубей 10 июля 2004 года по маршруту Брест-Москва 1000км. Более 90 голубей возвратились домой в течение светового дня. Но на первых порах новичок всецело верит в разные легенды и ему кажется достаточным приобрести несколько голубей на птичьем рынке и он уже готов к соревнованиям. Но реальная жизнь гораздо сложнее. Врождённый инстинкт возвращения в родную голубятню это ещё не гарантия успеха. Если только вкратце упомянуть обо всех тонкостях (а не о секретах как думают многие) это займёт очень много места. Ведь таких желающих добиться успеха в клубе достаточно, а без существования клуба невозможно проведение соревнований спортивных голубей. Но вот начинаются первые тренировки и от былого энтузиазма не остаётся и следа. Не так уж сложно, если у Вас неплохой материал добиться прилёта голубя с дистанции в 200-300км. Но задача стоит совершенно другая. Ведь голубь должен прилететь домой с максимально возможной скоростью, чтобы попасть в число 20% призовых голубей и получить зачётные очки. Иногда возникают такие ситуации, когда голубь прилетает с дистанции 300км со скоростью 1400метров в минуту (примерно 85км/час) и уже не попадает в призовой список. У чемпиона скорость выше 100км/час. И это не один полёт каждую неделю на протяжении двух с половиной месяцев, согласно графику соревнований, с конца мая до середины августа продолжается этот «небесный марафон». «Небесный марафон» это название одного из самых популярных фильмов созданных о спортивных голубях. Мне всегда было интересно найти аналогию гонок почтовых голубей, с каким то видом спорта. Скорее это «Тур де Франс» — самая известная и престижная велосипедная гонка мира, проводимая уже более ста лет во Франции. И там и тут есть свои команды, лидеры и аутсайдеры, а чего и греха таить простые статисты. Гонка идёт с переменным успехом определяются лидеры капитулируют слабые… Небольшое отличие в том, что этапы гонок спортивных голубей ещё длиннее чего только стоят соревнования на 700, 800, 1200км, и никто не стреляет в велогонщиков чего не скажешь о голубях, сколько их гибнет в пути не только от хищных птиц, но и от рук «горе-охотников». То что я не одинок в своих сравнениях подтверждает следующий факт это клички известных во всем мире спортивных голубей таких как «Merckx» (Эдди Меркс— легендарный бельгийский профессиональный шоссейный велогонщик, Международный союз велосипедистов признал Эдди Меркса лучшим велогонщиком XX века), «Indurain» (Миге́ль Индура́йн— прославленный испанский шоссейный велогонщик, 5 раз подряд побеждал на Тур де Франс, стал четвёртым из пяти велогонщиков, кто победил на Туре 5 раз, и первым, кто сделал это подряд) и даже «Ekimoff» (Вячесла́в Еки́мов— знаменитый советский и российский велогонщик, двукратный олимпийский чемпион и серебряный призёр Олимпийских игр, лучший велосипедист XX века в России). Но вернёмся к голубям. Без определённого багажа знаний в голубином спорте не обойтись. Это не только определенные общепризнанные знания «законов» голубеводства (содержание, профилактика заболеваний) но и многое другое. На сегодняшний день методики тренировок и лечения заболеваний в «спорте» являются самыми передовыми. Сколько угодно можно говорить о том, что я являюсь противником всего «нового» но это неоспоримый факт. Если у спортивных голубей в питомнике нет признаков заболеваний (а голуби еженедельно сталкиваются при транспортировке с сотнями, а порой и тысячами посторонних птиц) значит, действующие методики являются самыми лучшими. Умение мотивировать своих голубей к скорейшему возвращению в свой питомник – это и определяет своеобразный рейтинг голубевода, иными словами его квалификацию. Устройство питомников, приобретение хорошего селекционного материала и многое другое уже неоднократно обсуждалось на станицах журнала. Мне бы хотелось обратить внимание на следующее: как на деле проходят сами соревнования спортивных голубей.
Вашему вниманию предлагается небольшой репортаж. Я хотел бы его назвать «Репортаж из экспресс-кабины». 23 мая 2010года, соревнование Новомосковск-Москва 250км, 167 участников, 8251 голубь из них призовых (20%) 1650 голубей. Специальные автомобили для транспортировки голубей оборудованы таким образом, что голуби размещены в отдельных клетках, самцы и самки разделены между собой. В этих клетках голуби могут своевременно получать корм и воду. Перед посадкой в клетку голуби проходят регистрацию. Кроме родового кольца у каждого голубя на ноге имеется электронное кольцо. Эти кольца фиксируются в клубном компьютере и только после этой процедуры голубь имеет право участвовать в данном соревновании. По возвращению в свой питомник голубь проходит через регистрационную панель, которая фиксирует время прилёта с точностью до секунд. Вычислив среднюю скорость полета, будут определены 20% призовых голубей. Это первое соревнование сезона, но уже установлен рекорд - более восьми тысяч голубей на старте! И вот машины готовы к отправке. 250км это расстояние, определённое по спутниковой системе, голубям придётся проехать больше, примерно 280км. Ставшие до боли привычные Московские пробки…, несколько часов пути и мы на месте старта. Хочется отметить профессионализм водителя машины Клуба спортивного голубеводства «Голубь мира» Алексея Косарева, вот уже около девяти лет он постоянно транспортирует голубей и хоть сам он не имеет своего голубиного питомника, но его трепетное отношение к подопечным-спортсменам заслуживает уважения. Место старта выбрано заранее. Оно удалено от линий электропередач, открытое, на расстоянии от населённого пункта. Появление колонны машин не остаётся незамеченным. Мальчишки, да и взрослые из соседней деревни тут как тут. Вопросы следуют один за другим, и конечно всех волнует, когда будет старт. Первым делом кормят и опоят голубей. Опытные голуби сразу после этой процедуры устраиваются на отдых, стараясь занять в клетках самые удобные места. Лица, сопровождающие голубей от различных клубов обмениваются впечатлениями, кто-то делает прогнозы… Приближаются сумерки, сопровождающие будут по очереди вести наблюдение за голубями на протяжении всей предстоящей ночи, обеспечивая им, отдых и покой. Незаметно наступает утро. На наше счастье погода великолепна. На удивление появились многочисленные зрители из близлежащего населённого пункта. Не смотря на раннее время, собралось несколько десятков человек. Всё готово к старту, получены последние инструкции от судейской коллегии, заметно волнение голубей они уже понимают, что их ждёт, это волнение передаётся всем. 7.00. старт. Трудно описать словами это необычное зрелище. Ураган, торнадо – любое из этих явлений уместно для сравнения в этом случае. Голуби очень быстро выбрали направление и исчезли за линией горизонта. Зрители ожидавшие увидеть «хоровод в небе» разочарованы и удивлены одновременно. После чистки клеток голубевозы отправляются в обратный путь. Всю дорогу у сопровождающих нет покоя, не смолкает телефон, ведь погода на старте и на протяжении к финишу интересует каждого участника соревнования. Сидя в кабине комфортабельного Мерседеса и проехав сотню километров, начинаешь ощущать усталость. Первая мысль, приходящая в голову: а каково голубям? Ведь зачастую им предстоит бороться и со встречным ветром и с дождем, а в этом сезоне добавились ко всему прочему небывалая жара и смог. Голубям в течение сезона предстоят 12 полетов на 320, 390, 560, 740 и 820км. Машина приближается к Москве ещё предстоит преодолеть сотню километров и тут раздаются долгожданные телефонные звонки, извещающие о первых достигших дома голубях. А чемпионкой этой гонки стала голубка RUS-08-10963 Быкова Александра голубевода из Звенигорода. Она преодолела 258км за 3 часа и 15 минут. Становится спокойней на душе, испытываешь даже гордость создаётся впечатление, что ты сам преодолел этот марафон. Это лишь маленькая зарисовка из большого сюжета о голубином спорте. Пусть в нашей стране это занятие становится, в какой то мере увлечением избранных. Но это ни в коей мере не принижает уважения к энтузиастам, к их целенаправленной работе которая, несмотря на все трудности, приносит им успех и радость.
Кушнарев С.Н.