Голубиные память и восприятие действительности
Глядя, как городские голуби ловко избегают встречи с колесами машин, а также попрошайничают на улицах или же хозяйничают на балконах, приходишь к выводу, что птицы эти далеко не глупы. Как утверждают специалисты, они обладают высокими показателями обучаемости. Причем, учатся они не только самостоятельно, находясь в своей среде обитания, но также и друг у друга. Доминантные голуби способны стать для своих собратьев по стае образчиком поведения.
Все эти способности птиц позволяют обучать их довольно-таки сложным действиям. Так, на одном московском заводе по производству шариковых подшипников птицы работали в качестве котролеров готовой продукции. Такое временное "трудоустройство" в рамках научного опыта стало возможным благодаря хорошей памяти птиц. Дело в том, что голубь способен в течение длительного времени удерживать в своей памяти впечатление и точное представление о том или ином предмете. Кроме того, пернатые работники обладают такими качествами как отличное зрение, сосредоточенность и старательность, а также они вовсе не тяготятся однообразным и нудным трудом. На освоение профессии котролера готовой продукции у голубей ушло 3-4 дня. В частности, на шариково-подшипниковом заводе птицы размещались в специальных оборудованных клетках возле конвейера, и если они обнаруживали какой-либо брак в продукции на лентопротяжном устройстве, то, в соответствии с приобретенными навыками в процессе обучения, нажимали клювом специальный рычаг. Последний приводил в действие механизм сброса бракованной детали. Если в течение первого дня птицы отбраковывали только некачественные шарики, то уже на следующий день голуби стали сбрасывать с конвейера практически все объекты. Как оказалось, причина такого поведения была сокрыта в резком повышении квалификации пернатых. Они отбраковывали даже те детали, которые были в отпечатках пальцев.
Умение распознавать эталоны продукции позволило привлечь голубей и к экспериментам с произведениями искусства. Так, японский зоолог обучил птиц распознавать картины импрессионистов и кубистов. Голуби обучились различать главные черты, присущие тем или иным школам живописи. А именно, острые углы и яркие краски в кубизме и размытые черты и мягкие тона в импрессионизме. Однако, при продолжении эксперимента выяснилось, что, даже если предъявить голубю репродукцию картины кубиста с намеренно размытыми чертами и в черно-белом решении, птица все равно выберет верное направление школы. Таким образом, эти существа задействуют в своем восприятии действительности целый комплекс ее признаков.