БЕСПОРЯДОЧНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ
ИЛИ ПЛАНОМЕРНАЯ ПЛЕМЕННАЯ РАБОТА
Во всех выпущенных до настоящего времени пособиях по спортивному голубеводству в основу племенной работы положены открытые Менделем законы наследственности. Однако профессор Анкер показал, что эти законы справедливы у спортивных голубей относительно наследования внешних признаков (цвет оперения, его рисунок и т.д.).
Смысл нашего спорта состоит в выведении голубей, показывающих высокие летные результаты в соревнованиях, которые надежно и быстро с любого расстояния и при любой погоде возвращаются домой. В выполнении этой задачи законы Менделя нам не помогут. Здесь мы должны применять методы и принципы современной популяционной генетики.
Скрещивание или инбридинг?
Под популяцией мы подразумеваем естественное, способное к размножению сообщество животных одного вида и одной породы, проживающие на определенной территории, в нашем случае - голубятне. При этом на передний план выступает не отдельная особь, а всё сообщество. С ним ведется племенная работа, и как результат, выводится отдельный экземпляр с выдающимися качествами, который некоторое время играет ведущую роль в племенной работе.
Часто среди голубеводов происходят споры, каким методом лучше разводить голубей с высокими летными качествами - скрещиванием или инбридингом ?
Ответ на этот вопрос не может быть однозначным: или - или. Конечная цель каждого голубевода - постоянно повышать племенную и спортивную ценность своих голубей, чтобы иметь птиц жизнеспособных, очень здоровых, с высокими летными качествами, которые всегда находят путь домой и при этом летят с высокой скоростью.
В связи с этим каждый голубевод должен знать, что применяя только неродственное скрещивание, можно улучшить только следующие качества:
жизнеспособность - здоровье, сопротивляемость заболеваниям, продолжительность жизни, телосложение, плодовитость, размеры.
Почти при каждом скрещивании наступает улучшение этих качеств у потомства. Впрочем, известно, что часто физически сильные голуби, полученные методом скрещивания, не дают результатов на соревнованиях. Таких голубей называют "обманщиками", т.е. часто люди бывают обмануты их прекрасной внешностью.
Профессор Анкер обозначает свойства, присущие таким голубям, как второстепенные, причем он оговаривается, что если линия голубей ослаблена слишком длительным инбридингом, приобретение этих качеств может стать первостепенным.
Применяя только скрещивание, нельзя улучшить следующие качества: ум, скорость, способность к дальним полетам, способность к ориентированию. Все эти свойства, которые ценятся у спортивного голубя в первую очередь.
Инбридинг позволяет комбинировать качества. При помощи скрещивания и особенно хороших условий содержания и кормления можно выращивать голубей с высокой жизнеспособностью и вводить их в высокую летную форму. Такие голуби в отдельных соревнованиях будут показывать высокие результаты. Однако, нельзя таких голубей считать птицей с выдающимися возможностями. Для этого у них нет вышеописанных необходимых качеств, которые можно получить только путем целенаправленного инбридинга. При этом следует
заметить, что при помощи инбридинга можно улучшать уже имеющиеся качества, поэтому не имеет смысла вести инбридинг ради инбридинга. Необходимо иметь исходных голубей, обладающих необходимыми качествами, чтобы можно было развивать эти качества, мы поясним па примерах.
Эти качества наследуются как среднее арифметическое между аналогичными качествами родителей, выраженных в цифрах. Если голубь обладает умственными способностями на 80%,.а голубка на 50%, то их дети будут иметь эти способности на уровне 65%, т.е. лучше матери и хуже отца.
Ещё пример: голубь в полетах не очень быстр однако имеет призы, хотя в последней трети призовых. По пункту "скорость" он имеет оценку 40%. С ним паруется голубка, которая летала меньше, но постоянно была в числе обладателей первых призов. Теоретически она обладает скоростными качествами на 65%. Для развития этого качества у потомства необходимо лучшего сына спарить с матерью. Их дети будут обладать скоростными способностями на 90+65=155:2=77,5%.
Примеры эти, конечно, упрощают проблему, однако, они позволяют понять принципы наследования определенных качеств.
Смысл инбридинга ... в спортивном голубеводстве состоит в накоплении в потомстве генов, ответственных за важнейшие качества, такие, как ум, скорость, способность к ориентированию голубя, однако, снижается мышечная сила. Поэтому голуби, имбридированные в сильной степени, подходят для племенной работы, особенно для межлинейного скрещивания, но не для полетов.
Какие голуби пригодны для инбридинга
Профессор Анкер установил, что для инбридинга необходимы в первую очередь голуби с выдающейся наследственностью и лишь во вторую очередь - с высокими летными достижениями. Различие между ними в том, что первые имеют высокоценные свойства, закрепленные наследственно, генетически. Выдающийся неспортивным достижениям голубь в первую очередь обладает высокой жизнеспособностью и спортивной формой. Если он при этом ещё обладает и выдающейся наследственностью, он является идеальным племенным голубем, но на практике это встречается редко.
Наследственная ценность является только по качеству потомства, причем есть одно основное привило: если от пары из 20 и более птенцов получено всего 2-3 классных, значит летные достижения родителей являются только результатом высокой жизнеспособности и хорошей спортивной формы, а эти качества методом инбридинга улучшить невозможно. Для получения генетически ценных голубей необ ходимо применять паровку: отец х дочь и мать х сын, если голуби обладают отличным здоровьем.
Такие методы дают прекрасные результаты, однако, некоторые голубеводы не применяют их, 'исходя из понятий человеческой морали. Не следует ожидать от сильно инбридированных голубей необычайных летных достижений. Они в первую очередь необходимы для межлинейного скрещивания. Долгожданный успех принесут голуби, полученные путем скрещивания представителей двух неродственных линий, каждая из которых ведется методом тесного инбридинга.
Профессор Анкер доказал это на собственном опыте. Полученная им таким путем голубка 71-448 годовичкой налетала 5436 победных километров и 9 раз была в первой десятке. Профессор Альфонс Анкер хорошо знал, о чем писал.
Б.Купке
Законы Менделя в генетике голубей.
Одним из значительных достижений Менделя было то, что при анализе он концентрировался с начала только на одном свойстве. Хотя этот факт кажется сегодня само собой разумеющимся, но это было не всегда так.
В одном из опытов Менделя с горохом первоначально решался вопрос: цветки белой или красной окраски? Он скрестил сорт гороха с белыми цветками с сортом с красными цветками. Результатом стали 100% розовые цветки. Гибриды были единообразными, т.е. у всех цветков была одинаковая окраска. Мендель назвал это явление законом единообразия гибридов первого поколения: Если скрестить два сорта одного вида друг с другом, то все гибриды выглядят одинаково.
После этого он скрестил гибриды между собой. И в этом случае при большом количестве опытов результат всегда был одинаков. Гибриды второго поколения расщеплялись в определенном соотношении: 25% растений были с белыми цветками, 50% — с розовыми и 25% — с красными. Исходя из этого, Мендель сформулировал закон расщепления: если скрещивать гибриды первого поколения между собой, то они расщепляются в определенном соотношении. В этом случае это соотношение составляет 1:2:1.
Как это связано с голубями? Результаты, полученные Менделем, можно применить ко всем видам животных, а также ко многим их признакам. И если найти такие признаки у голубей, то мы, голубеводы, можем извлечь из них пользу. Это можно наглядно показать на примере наследственного фактора „индиго". Так при скрещивании черных голубей с голубями, обладающими этим фактором, часть потомства будет голубями-андалузцами чернильно-синей окраски, которая известна по испанским курицам. У голубей андалузского типа существуют два вида окраски. Первый вид - полностью чернильно-синего цвета. Второй вид имеет светлую серебристо-серую окраску и только голова окрашена в чернильно-синий цвет (этот вид расцветки в дальнейшем будет называться серебристо-серый).
В чем же заключается различие между этими двумя вариантами окраски? Мы увидим, что чернильно-синие андалузцы являются гетерозиготными в отношении наследственного фактора индиго. Серебристо-серые голуби являются гомозиготными по наследственному фактору индиго, а у черных голубей этого фактора нет.
Если мы скрестим черного и серебристо-серого голубя, то потомство на 100% будет гетерозиготными андалузцами. Если мы скрестим этих андалузцев между собой, то их потомство разделится на 25% черных, 50% андалузских и 25% серебристо-серых голубей.
Без труда можно распознать на данном примере закон единообразия и закон расщепления Менделя и использовать эти знания в разведении голубей. К примеру, для того, чтобы получить андалузцев, не нужно использовать в разведении голубей андалузской расцветки. Можно достичь этой цели разведения так же хорошо или даже лучше, скрещивая серебристо-серых и черных голубей. Мы выяснили, что для андалузцев невозможно вывести гомозиготную линию, поскольку эта окраска, очевидно, достигается только гетерозиготно. В таких случаях говорят о промежуточной наследственности, которая встречается также и при совсем иных признаках.
Знания законов Менделя полезны и в некоторых случаях пятнистости голубей (бесцветно-цветные контрасты). Например, невозможно вывести гомозиготную линию сорочьих берлинских длинных или берлинских коротких голубей. Также нельзя вывести гомозиготную линию кенигсбергских пестроголовых голубей. Окраски таких пород голубей всегда наследуются по гетерозиготному принципу. От пары сорочьих голубей и пары пестроголовых голубей всегда будут появляться особи белого цвета с темными глазами и пестрые особи с белыми маховыми перьями. В старых литературных источниках мы можем прочесть, что заводчики десятилетиями пытались вывести гомозиготные линии пестроголовых голубей, устраняя побочные цвета. Разумеется, безрезультатно. Не знание законов наследственности в буквальном смысле стоило головы некоторым высококачественным породистым особям.
Доминантное и рецессивное наследование.
О доминантном наследовании мы говорим в том случае, если при скрещивании в первом поколении потомства один наследственный фактор преобладает над другим фактором, находящимся па том же самом месте в хромосоме (аллели). В то время как этот другой наследственный фактор при анализе наследственности является проявлением признака, так называемого, дикого типа. Под диким типом мы понимаем экстерьер и поведение сине-сизого голубя (Columba livia) с полосами (поясами) как прародителя домашних голубей, Если мы хотим исследовать, как голуби наследуют хохолок, то нашим масштабом для сравнения может служить бесчубая голова сизого голубя. Для теста рассматриваются скрещивания особей с чубом и особей без чуба. Если мы хотим изучить как наследуются оперенные ноги, то неоперенные ноги, как например у сизых голубей, могут являться эталоном для сравнения. Для того чтобы проанализировать, как наследуется рисунок без полос, нужно привлечь для сравнении рисунок с полосами, как у сизого голубя. В последнем случае это значит, что для теста необходимо скрестить особь с рисунком без полос с особью с полосами. При этом для скрещивания не обязательно использовать сизых голубей. Достаточно выбрать породистого голубя, который по рассматриваемому признаку соответствует сизому голубю, у которого, как известно, две полосы на крыльях.
Рассмотрим пример наследования рисунка без полос. На этом примере можно очень хорошо продемонстрировать значимость научных выводов Менделя при разведении голубей. Для многих признаков экстерьера Мендель установил, что у потомства отсутствует промежуточное проявление, а отчетливо преобладает только один признак. Так при скрещивании голубя с рисунком без полос с гомозиготным голубем с полосами потомство будет состоять на 100% из особей с полосами. Полосы в этом случае преобладают над рисунком без полос. Рисунок без полос подавляется, поэтому он обозначается как рецессивный признак.
Результат получения одинакового потомства с полосами подтверждает закон единообразия Менделя. Если скрестить это потомство между собой, то при очень большом количестве особей в потомстве можно выявить определенное соотношение расщепления. В этом случае 75% молодняка будет с полосами, а 25% - с рисунком без полос. В отличие от промежуточного наследования, где соотношение расщепления составляет 1:2:1, в данном случае соотношение составляет 3:1 в пользу доминантного признака.
Такое расщепление обнаруживается но многих признаках экстерьера. Так при скрещивании одноцветного черного и одноцветного красного голубя, когда каждый из них происходит из гомозиготного рода, как правило, в первом поколении появляются только черные особи. В следующем поколении расцветка особей распределяется в соотношении 3:1 на черную и красную. Поэтому в этом случае говорят о рецессивном красном цвете. Приведенные примеры наглядно показывают, что потомство наследует предрасположенность как от матери, так и от отца. По отдельному признаку птенец получает информацию и от матери и от отца. Если обе эти информации различаются друг от друга, то особь называют гетерозиготной, а признак, который определяет экстерьер, доминантным. Если существует промежуточный тип, то чаще всего говорят о промежуточных признаках.
Практическая генетика достигла большого прогресса в области дидактики благодаря английскому биологу Пуннетту, изобразившему процесс наследования в виде квадрата, названного его именем. Из этого квадрата видно, почему во втором поколении соотношения расщепления составляют 1:2:1 пли 3:1. В верхней строке квадрата указывается наследственная информация одного родителя, а в левом столбце - наследственная информация другого родителя. Потомство получает от своего родителя одну из двух информаций по каждому признаку. Так в нижеприведенном примере наследственной информацией одного родителя являются полосы, а другого - рисунок без полос. Во внутренних четырех квадратах можно найти возможные комбинации наследственной информации у потомства. В этом случае у всех птенцов наследственной информацией являются полосы // отсутствие полос. У всех птенцов будут полосы, это означает. что к данном случае доминирует дикий тип с полосами. Рисунок без полос перекрывается. хотя предрасположенность к наследственности этого рисунка также сохраняется, она обозначается как рецессивная. В генетике для краткости записи используются символы. Рисунок без полос, как рецессивный фактор, обозначен символом „с". Дикий тип для сравнения обозначен символом „+" и означает в данном случае наличие рисунка с полосами. Запись с двойной косой чертой „//" между символами означает, что оба гена хромосомной пары с информацией о рисунке расположены противоположно друг другу.
На второй диаграмме можно увидеть, что происходит при скрещивании потомства между собой. Здесь также получаются четыре возможные комбинации, одна из которых (1/4) сохраняет наследственный тип рецессивного предка второго поколения (прародителя) (с//с), другая (1/4) сохраняет наследственный тип доминантного предка второго поколения (прародителя) и чистом виде (+//+). а две оставшиеся (2/4) являются гетерозиготными относительно наследственной предрасположенности предков второго поколения (прародителей) и таким образом соответствуют по наследственности родителям (+//с и аналогично с//+). С точки зрения генетики получается соотношение 1:2:1. Если речь идет об экстерьере, то соотношение может быть и другим, Оно может быть другим, если наследственная предрасположенность передается не по промежуточному типу. Тогда невозможно отличить гомозиготных и гетерозиготных птенцов с доминантным признаком и визуально получается соотношение 3:1, как описано выше.
Квадрат Пуннетта предлагает нам не только хорошее объяснение результатов практики, но он показывает, что в процессе наследования гомозиготных по рецессивной предрасположенности особей доминантная предрасположенность одного из предков второго поколения (прародителей) полностью пропала и не проявляется в дальнейшем при скрещивании с такими же гомозиготными братьями и сестрами или другими партнерами. В данном примере у двух скрещенных между собой голубей с рисунком без полос не может появиться потомство с полосами, даже если их родители пли братья и сестры были с полосами. Этот квадрат может быть также рационально использован для того, чтобы выяснить, какие результаты можно получить при обратном скрещивании молодняка с их родителями. Его можно использовать и для получения от молодняка информации о родителях. Если у двух особей с полосами появится хоть один птенец с рисунком без полос, то оба родителя должны быть гетерозиготными в отношении рисунка без полос. Тогда известно, что часть братьев и сестер птенца с полосами тоже является гетерозиготной по рисунку без полос, но только одна часть.